«Адмирал Кузнецов» и другие: средиземноморский поход. Дойдёт ли «Адмирал Кузнецов» до Сирии

Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

Фото: Global Look

В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

Фото: Wikimedia

Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

Фото: Wikimedia

Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.

На рейде Североморска 9 февраля состоялась церемония встречи экипажей тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" с участием главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева и командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова. Днем ранее корабельная ударная группа вернулась в Кольский залив, преодолев за четыре месяца 18 тысяч морских миль, выполнив задачи боевой службы в Средиземноморье.

Первое в истории боевое применение палубных истребителей ТАРКР "Адмирал Кузнецов" в войсковой операции состоялось 15 ноября 2016 года. Владимир Королев отметил, что ВМФ России получил весомый боевой опыт, который позволит скорректировать подготовку и действия флотских группировок (в том числе в составе межвидовых сил), ляжет в основу требований к новым авианосцам.

Поход корабельной группы ВМФ России к берегам Сирии подтвердил боеготовность флота, его способность действовать в дальней зоне самостоятельно и во взаимодействии с межвидовыми группировками. И подтвердил актуальность морской доктрины государства.

Задачи дальнего похода выполнены. Личный состав здоров. Боевые корабли и вспомогательные суда исправны.

И все же, каковы видимые результаты?

Хроника борьбы с терроризмом в Сирии За пять лет в результате вооруженного конфликта в Сирии, по данным ООН, погибли более 280 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков. Наиболее активными являются запрещенные в РФ террористические группировки "Исламское государство" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусра"..

Достигнутые цели

В дальнем походе, который начался 15 октября 2016 года, корабельная авианосная ударная группа в составе ТАРКР "Петр Великий", ТАКР "Адмирал Кузнецов", БПК "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", танкеры "Сергей Осипов" и "Кама", спасательное буксирное судно "Николай Чикер", действовала в районах северной, северо-восточной Атлантики и в Средиземном море. БПК "Североморск" продолжает нести боевую вахту в Аравийском море и Индийском океане.

Освобождение Алеппо: теперь стреляют только вверх Ликвидация террористического анклава во втором по численности населения городе страны стала сокрушительным ударом для внешних и внутренних противников законного президента Башара Асада и резко ослабила позиции исламистов. Теперь правительственная армия получила возможность теснить противника с восточного направления, отмечает Александр Хроленко.

Корабли подошли к сирийским берегам 8 ноября и усилили российскую авиагруппу, базирующуюся на аэродроме . Палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией 10 ноября. В этот период шли бои в восточном Алеппо, который позже освободили от террористов.

Палубные истребители наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, огневым позициям и опорным пунктам с 15 ноября. За два месяца летчики "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов (в том числе 117 — ночью), уничтожили более тысячи объектов группировки "Исламское государство" (запрещена в России) и других террористических группировок.

Российские корабли успешно интегрировались в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии. "Адмирал Кузнецов" выполнил задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своего авиакрыла и обеспечил ПВО корабельного ударного соединения.

Прямые и опосредствованные цели Средиземноморской эскадры России Усиление Средиземноморской эскадры означает, что Россия намерена последовательно решить задачи военно-политического урегулирования сирийского конфликта, невзирая на прямое информационное и опосредствованное боевое противодействие Запада, замечает Александр Хроленко.

Тактика действий в походе анализируется и будет использована для разработки перспективной системы применения авианосных сил ВМФ России в различных районах Мирового океана.

Заметим: североморцы участвовали в операции по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада — на фоне нелегитимного применения силы в регионе рядом западных государств. То есть ВМФ России одновременно демонстрировал эффективную боеготовность, высокую морскую и политическую культуру.

Выявленные недостатки

ТАКР "Адмирал Кузнецов" создавался преимущественно для ударов противокорабельными ракетами по крупным надводным целям противника и решения задач ПВО корабельной ударной группы. То есть изначально в этом проекте ударная мощь ракетного крейсера преобладала над боевыми возможностями авиакрыла.

Именно поэтому в области применения палубной авиации "Адмирал Кузнецов" уступает авианосцам США. Корректнее сравнивать концептуальный Крыловский российского авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой.

"Чистый авианосец" ВМФ России будет нести на борту . Строить его начнут .

В походе на борту ТАКР "Адмирал Кузнецов" находились 10 истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов. В результате авиапроисшествий МиГ-29К и Су-33 — в море, вне зоны боевого применения. Это свидетельство несовершенства отдельных систем ТАКР "Адмирал Кузнецов" и отсутствия опыта боевого применения палубной авиации.

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС США Критики боеготовности тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" не учитывают мировой опыт эксплуатации кораблей подобного класса. Российский авианосец в порядке, и достойно решает боевые задачи в Средиземном море, считает Александр Хроленко.

Авианосцы ВМС США также имеют потери.

Выявленные недостатки авианесущего крейсера можно устранить коррекцией боевой подготовки и техническими усовершенствованиями в ходе капитального ремонта с глубокой модернизацией. Планируется, что ТАКР "Адмирал Кузнецов" встанет в док в первом полугодии 2017 года, модернизация займет около двух лет.

Одной из заметных черт корабельной ударной группы Северного флота стал густой черный дым из трубы авианесущего крейсера в проливе Ла-Манш.

Дым стал предметом обсуждения и насмешек в западных СМИ. Так, агентство Bloomberg отмечало : ""Адмиралу Кузнецову" следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России".

: ""Кузнецов" все же утер нос "гордости флота США" — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу"., которые демонстративно не заметили успешного возвращения российских кораблей в Североморск. Вероятно, зацепило. А ведь ранее Великобритания потратила 1,4 миллиона фунтов стерлингов на военно-морское слежение за тяжелым авианесущим крейсером.

За кораблями ударной группы 9 ноября 2016 года безуспешно пыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, однако БПК "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" запеленговали субмарину и вытеснили ее из района.

Возможно, "Адмирал Кузнецов" немолод, а "Петру Великому" не довелось, к счастью, показать все свои боевые возможности. Но Россия возвращается в Мировой океан с качественно — всерьез и надолго.

После сирийского похода флагман Северного флота встанет на капремонт и модернизацию с учетом критики потенциального противника

Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России . Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы - они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.

Кроме того, по словам представителей альянса, у России не хватает подготовленных пилотов, которые могут выполнять взлет-посадку на палубу авианосца. В результате эксперт WSJ Эрик Вертхайм делает вывод о том, что «российский флот не имел опыта участия в боевых действиях в последние годы. ...И флотилия российских военных кораблей в Средиземном море необходима для демонстрации силы в поддержку сирийского режима. Однако российская группировка также явно обозначила пределы использования военной силы».

В принципе, хотя заявления WSJ и звучат не слишком приятно для уха российского обывателя, тем более военного, во многом они справедливы. Хотя, после таких «открытий» сразу хочется спросить: ну и что? О проблемах нашего авианесущего крейсера «Кузнецов» известно всем и давным-давно, в том числе в НАТО. А вы, господа, не допускаете, что у российского Минобороны на данный момент есть свой, особый резон в необходимости его присутствии у берегов Сирии?

Причем, я не говорю о том, что заявлялось нашими военными официально: «цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах мирового океана». Нахождение где-либо авиносной группировки любой из стран - всегда «обеспечение присутствия» и «демонстрация военной силы». Дело здесь может быть совсем в другом.

Во-первых, это - возможность в условиях реального похода потренировать летчиков выполнять взлет-посадку с корабельной палубы, отработать полеты над безориентирным морским пространством и многое другое, что не возможно сделать на земле. А во-вторых, - и это главное - в условиях боевых действий «протестировать» реальные возможности единственного российского авинесущего крейсера, с целью планов его дальнейшей модернизации, а так же перспектив развития (или напротив - не развития) авианосного флота в России.

Дело в том, что дискуссия – нужны нам авианосцы, или не нет – возникает в среде российских военных аналитиков с периодичностью раз в три-четыре года и затухает по мере изменения военно-политической ситуации в мире. В экспертных кругах на этот вопрос нет единого ответа. Одни доказывают: авианосцы жизненно необходимы для флота любой страны, которая считает себя великой державой. Другие говорят: время авианосцев ушло. Сейчас эпоха высокоточного оружия, которое можно размещать даже на небольших катерах.

К тому же авианосцы, кроме того, что сами имеют огромные размеры, так еще требуют для своей охраны и обслуживания большого количества кораблей обеспечения. На одном авианосце сосредоточено множество боевых самолетов, боеприпасов, авиационного топлива из-за чего он становится большой удобной мишенью - нельзя складывать такое количество яиц сразу в одну корзину.

Долгое время среди военных специалистов превалировала такая точка зрения: авианосцы – не самая необходимая вещь для обороны страны. Это – оружие нападения, но не защиты. Значит они нужны лишь тем странам, которые видят себя в роли мирового жандарма, претендуя на роль участника военного конфликта вдали от своих собственных берегов. Россия – держава сухопутная, ее основные интересы сосредоточены внутри евразийского континента, нападать она ни на кого не собирается, а потому авианосные корабли для России – это скорее символ демонстрации мощи державы, ее военных амбиций. А так как стоит этот символ крайне дорого, наличие его в системе вооружений не обязательно. (Для понимания: американский авианосец «Джеральд Форд» стоил порядка $13 млрд. Плюс еще 40–50 самолетов его авиакрыла стоимостью 75–100 млн каждый).

При этом США сегодня имеют более десятка авианосцев, каждый из которых размером с небольшой город. Потому Штаты способны одновременно развернуть в различных точках мирового океана 6-7 и более авианосных ударных группировок (АУГ), а мы со всех свои флотов наскребаем лишь одну, так как у России один авианосец, да и тот наполовину крейсер.

Этот факт у ряда российски политиков и военных обычно вызывает острое воспаление чувства патриотизма. В этом случае вполне здравый довод – Россия ни на кого нападать не собирается, и к роли мирового жандарма не стремиться, так зачем ей авианосцы – сразу вдруг перестает работать. Буквально пару лет назад среди военных в очередной раз вспыхнули жаркие споры. Некоторые адмиралы предлагали вместо 10 запланированных атомных подводных ракетных крейсеров за те же деньги построить пять авианосцев – по одному каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для них взять из состава ВВС, как они утверждали, «без ущерба для боевой готовности».

Однако, предлагавшие все это, видимо забыли, что корабли такого класса у нас раньше строились только в Николаеве, на Украине. Если пытаться строить их в Северодвинске на «Севмаше», то это значит парализовать выполнение всех остальных заказов на десятки лет. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва уместится корпус одного авианосца.

Другая проблема, с которой придется столкнуться – авиационная группировка. Те, кто предлагал вместо 10 подлодок сделать 5 авианосцев должны учитывать, что укомплектовать собрать сразу пять полков палубной авиации – такая задача оказалась непосильной даже мощному советскому ОПК.

К примеру, техпаспорт авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» устанавливал, что на нем могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) (которых там никогда не было, так как их производство было остановлено, а вся документация по «вертикалкам» в смутные 90-е продана американцам) и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка имелось 24 самолета Су-33 (Су-27К) (к концу 2005 года их оставалось 22: один был потерян в катастрофе в июне 1996-го, другой – в катастрофе в сентябре 2005-го). Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре гораздо меньше самолетов. Сейчас ситуация не улучшилась.

Не выдерживало критики и предложение пересадить летчиков ВВС на палубные самолеты. Любой военный знает, что палубный летчик – это штучный специалист. В России их меньше, чем космонавтов. Подготовка и поддержание их летных навыков стоит очень дорого и требует дорогой учебной инфраструктуры на берегу, которой у России долгое время не было, и ее приходилось арендовать в тогда еще украинском Крыму.

Так что вопросов относительно того, иметь, или не не иметь в составе ВМФ авианосцы, очень много и по сей день. Вполне возможно, что на большую часть из них будет получен ответ после того, как корабли российской АУГ в Средиземном море выполнят поставленные ей задачи и вернутся в порты приписки. Итоги этого похода наверняка будут тщательно проанализированы с учетом приоритетов развития концепции дальнейшего строительства российского флота, особенно авианосного.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что до Второй мировой войны у России не было своих авианосцев. А после ее окончания в качестве трофея СССР достался недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» и линейный крейсер «Зейдлиц», который тоже был в стадии переоборудования в авианосец. Главком ВМФ Кузнецов просил тогда Сталина завершить работы и принять их на вооружение. Но Сталин отказал – помешали амбиции победителя. «Цеппелин» использовали как мишень и потопили на Балтике, а «Зейдлиц» разрезали на металл.

Только в 1953 году главком ВМФ Кузнецов наконец добился, чтобы началось проектирование авианосца, оснащенного палубными штурмовиками «Ту-91». Но в 1955 году затонул линкор «Новороссийск» и Хрущев уволил 52-летнего адмирала, наказав его не столько за гибель линкора, сколько за «авантюризм в программах строительства флота».

Под авантюризмом подразумевались именно авианосцы. Так как советская пропаганда клеймила их как оружие агрессии. Продолжалось это довольно долго. Только в 1968 году снова было принято решение об их строительстве, после чего появились наши первые авианесущие крейсеры: «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Но все равно авианосцами их старались не называть. Во-первых, потому что это слово все еще вызывало стойкую аллергию. Во-вторых, в отличие от американских, на которых единственной ударной силой было авиакрыло более чем из 100 самолетов, наши корабли имели их порядка 30-40, зато были напичканы еще и ракетами, и зенитками, и противолодочным оружием, и торпедами… В-третьих, все они спускались на воду на Черном море - и обозначение «авианесущий крейсер» давало им возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход по которому авианосцам был запрещен по Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

К теме в очередной раз вернулись в 1982 году, и снова генералы попытались ее зарубить. Теперь им противостоял главком ВМФ Горшков:

Если на сухопутных театрах вы требуете истребительное прикрытие войск и их боевых порядков, то почему вы отказываете флоту иметь истребительное прикрытие своих кораблей? А как же нам его иметь, если не «возить» за собой? Мы считаем закономерным и необходимым строительство полноценных авианесущих кораблей, в чем наш флот и страна недопустимо отстали. Сколько можно спорить?!

Горшков тогда победил. Закрывая совещание, Устинов сказал: «Корабль будем строить». Этим кораблем стал «Адмирал Кузнецов».

Сначала его заложили как тяжелый авианесущий крейсер «Рига», затем, когда скончался генсек, переименовали в «Леонид Брежнев». Потом стали ругать брежневский застой - и кораблю дали имя «Тбилиси». А когда развалился Союз, его назвали «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Корабль спустили на воду в 1985-м, а приняли на вооружение в 1995 году. В декабре 1995-го он в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов.

При этом уже самый первый его поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами. В биографии флагмана российского ВМФ, к сожалению, было много аварийных ситуаций. В его котлах из-за плохого металла вечно горели трубки, а потому он чаще ремонтировался, чем ходил в море. К тому же, в качестве топлива «Кузнецов» использует мазут и объем его топливных резервуаров такой же, какой имели все корабли Северного флота в 1939 году, вместе взятые. Так что «накормить» его всегда было дорогим удовольствием.

Такое удовольствие могла себе позволить только очень богатая страна. Так СССР когда-то имел на вооружении семь авианесущих кораблей. Но с упадком страны, ее авианосный флот тоже пришел в упадок. Денег на поддержание этих кораблей у реформаторов не нашлось. Корабли ржавели, их списывали, пускали на металлолом, или продавали.

Авианесущий крейсер «Новороссийск» в 90-х ушел на металлолом в Южную Корею. Китаю достались противолодочные авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск». Один из них был переоборудован в плавучий отель, другой – в парк аттракционов. Такая же судьба ожидала ТАВКР «Варяг». Его в конце 90-х тоже продали в Китай, где, как утверждалось, его тоже хотели переделать в парк развлечений. Но потом выяснилось, что покупатели его обновили, модернизировали, оснастили современным оборудованием и в 2014 году приняли на вооружение китайского флота под именем «Ляонин».

Еще один ТАВКР «Адмирал Горшков» в 2013 году продали Индии. Долго переделывали под требования покупателя, испытывали и теперь в составе индийского флота он называется «Викрамадитья».

На сегодня единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по словам наших военных, нуждается в капремонте и серьезной модернизации. Возможно поэтому, находящийся сейчас у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» стал настоящим героем соцсетей. Фотоколлажи обильно дымящего крейсера обошли весь мир, дав блогерам повод поупражняться в остроумии.

Хотя, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется последним. А своего последнего слова «Кузнецов», в том числе у берегов Сирии, еще не сказал. И тут напомню: когда на пресс-конференции в середине октября журналисты спросили Владимира Путина, означает ли отправка «Кузнецова» к берегам Сирии, подготовку некого решающего наступления на «твердыни террористов», Путин ответил: «Сейчас я вам так и расскажу: когда наступление, во сколько, откуда начнется…».

Так что гадать о том, какие конкретно боевые задачи, кроме официально заявленных, поставлены флагману Северного флота «Адмиралу Кузнецову»в нынешнем походе к берегам Сирии, расспрашивать военных бессмысленно - у них об таком говорить не принято. Одно известно точно: по возвращении из сирийского похода, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» ждет как минимум трехгодичная пауза – он будет поставлен на ремонт и модернизацию, начало которых, по информации Минобороны, запланировано уже на 2017 год.

В последнее время, в сети, на профильных ресурсах, да и просто в разговорах, слышны негативные, порой даже саркастические нотки в отношении использования нашей авианосной группировки у берегов Сирии. Действительно, на первый взгляд может показаться, что военное руководство страны откопало реликтовый корабль, времен развала СССР, который к слову имеет весьма спорную, и прямо скажем, непростую историю. Попробуем разобраться в ситуации вокруг корабля, который прошел вместе со страной сложнейшие испытания, но несмотря, ни на что продолжает гордо нести военно-морской флаг России, там, где это необходимо.

И военно-политическая обстановка в мире, и объективные задачи, которые приходилось решать флоту СССР в различных точках мира, диктовали необходимость иметь в распоряжении корабли подобного класса. Любопытно, что с 1945 года, всё так же всего десяток стран, а это очень немного, обладают возможностью строить и/или эксплуатировать корабли подобного класса. «Политика канонерок» ничуть не ушла в прошлое, и на примере стран обладающих, по сути, мобильным аэродромом, который можно развернуть в любой части мира, мы можем убедиться в её эффективности. Множество конфликтов было решено при помощи авианосных ударных групп, некоторые даже не начались. Военное руководство страны ощущало недостаток подобных кораблей в системе флота СССР. Работы над проектами авианосца, к слову, с подачи главы ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова, велись сразу после окончания второй мировой войны. По различным причинам, от идеологических, по вине которых к авианосцам стойко приклеился ярлык «оружия империализма» , до банального отсутствия технических мощностей долгое время проект авианесущего корабля реализован быть не мог. Но к шестидесятым годам такая возможность в СССР появилась, и окончательно созрел на это запрос у военных.

Первый из спущенных на воду кораблей модернизированного проекта 1143.5, являлся, по сути, дальнейшим развитием, больших противолодочных кораблей-вертолетоносцев, того же проекта, с индексом 1143.

Конструкторы решили облегчить ракетно-артиллерийское вооружение проекта, в пользу увеличения количества базируемых самолетов традиционной схемы, которые не могли подниматься с кораблей предыдущих серий проекта, из-за отсутствия пригодной полетной палубы: для сравнения на фото представлены ТАВКР «Новороссийск» и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (внизу).

К сожалению, период расцвета проекта 1143 пришелся на неблагоприятную для этого эпоху распада СССР. С этим временем как раз и связаны неприятные истории о визите на Мальту, сопровождавшемся поломкой и потерей кораблем хода в шторм, о котлотурбинной установке корабля и прочих имевшихся на нем проблемах.

Будет интересным узнать, что ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», согласно конвенции Монтрё, вообще единственный в мире авианосец (авианесущий крейсер, за счёт мощного собственного ракетного и оборонительного вооружения попадает под классификацию «линкоры») способный действовать в Чёрном море, проход обычных авианосцев через Дарданеллы и Босфор, запрещен. Находясь в ноябре 1991 года на рейде Севастополя, командир корабля и экипаж, не выполнили условия изложенные в телеграмме первого президента независимой Украины Л. Кравчука, о том что корабль переходит в собственность Украины. Командир корабля капитан первого ранга В. Ярыгин принял решение о выводе корабля на Северный флот, а полк корабельной авиации, не приняв в большинстве украинскую присягу, перебазировался в Россию. Так, уже на заре службы корабль проходил через морские проливы Чёрного моря, а его экипаж с честью выдерживал, непростые испытания. В дальнейшем на долю корабля выпало еще немало приключений, но он в неблагоприятные в целом для страны времена, продолжал выполнять выходы в море, поддерживал свою боеспособность.

Пожалуй, самый важный вклад, который внес «Адмирал Кузнецов», это вклад в копилку опыта, который не был потерян, и поддерживался на протяжении всего существования Российской Федерации. Это огромный инженерно-технический и опытный задел, который реализовывался кораблем, для испытаний новых образцов корабельной авиации, и поддержания ТАВКР, в боеспособном состоянии. А также незаменимый опыт пилотов и экипажа корабля.

Авианосцы это тонны стали, миллиарды долларов, новейшие технологии, лучшие в мире пилоты и экипажи. Но у этих колоссов, весьма большие запросы, вероятно, даже не специалист понимает, что снабжать, ремонтировать, обслуживать такую махину, очень тяжело и дорого. Не стал исключением и наш «Адмирал Кузнецов». С трудом переживая годы застоя, проводя постоянные ремонты и чистки котлов (корабль не использует атомную энергию), он продолжал выходы. Были протестированы и содержались в порядке корабельные системы, шла доводка и подготовка к постановке на вооружения истребителей МиГ-29К и Миг-29КУБ, другие важнейшие тактические и технические мероприятия. С приходом «нулевых» финансирование было возобновлено в полном объеме, а где то даже и повышено, корабль возобновил активные походы, провёл несколько выходов в международные воды. Комплекс НИТКА в Крыму (Специализированный аэродром для подготовки пилотов морской авиации) продолжил подготовку высококвалифицированных пилотов.

Поход к берегам Сирии

Решение об отправке и использовании российской авианосной ударной группировки (далее АУГ) к берегам Сирии было принято на фоне патовой ситуации вокруг города Алеппо, где уже несколько месяцев идут тяжелые бои, в которых Сирийская армия пытается выдворить из окруженного ею города отряды исламистов и «умеренной» оппозиции. Напомним, что сирийские воды давно и хорошо знакомы нашим морякам, в советское время открытый пункт материально-технического обеспечения ВМФ (1971 г.), принимал множество советских кораблей на пути их следования к местам несения службы и эксплуатируется до сих пор. А сам ТАВКР «Адмирал Кузнецов» уже нес боевую службу у берегов Сирии в ходе похода 2011 года. Интересно отметить как изменилась риторика иностранных СМИ с 2011 года. Подобной бури эмоциональных заявлений и кадров прохода нашей АУГ в 2011 году не было и в помине.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во главе АУГ выдвинулся к берегам Сирии в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», двух больших противолодочных кораблей проекта 1155 «Североморск» и «Вице адмирал Кулаков», а также кораблей поддержки. Естественно, в составе АУГ имеется атомная подводная лодка.

Спешное развертывание морских и воздушных сил НАТО для сопровождения российской группировки говорит в меньшей степени об озабоченности, а скорее о желании разведать состав сил и средств нашей АУГ. Так, в пятницу 18 ноября, по данным западных сайтов, отслеживающих полеты военной авиации, патрульный противолодочный самолет ВМС США Р-8А Poseidon в течение двух часов облетал по кругу район дислокации российской авианосной ударной группы. Аналогичный подлет состоялся и днем ранее.

Преимущественно разведки стран НАТО заинтересованы в получении информации о новой авиатехнике, которая находится на борту «Адмирала Кузнецова». Потенциал нашей АУГ, оснащенной новыми образцами авиатехники, действительно велик. Обновлённые тяжелые морские истребители Су-33 получили возможность наносить сверхточные удары по наземным целям, введённые в эксплуатацию морские истребители МиГ-29 К/КУБ, также обладают всем спектром возможностей по поражению наземных целей в любое время суток. Развернуты новейшие вертолеты Камова, Ка-52 «Катран», адаптированные для морского базирования, дальность поражения которых с подвесными контейнерами ДРЛО составляет от 300 до 500 км, что актуально и для ударных истребителей авиагруппы.

Только ленивый не шутил по поводу «излишнего» количества дыма, шедшего из трубы тяжелого авианесущего крейсера, в момент его прохода у британских берегов и запечатленного в большом количестве фото и видеоматериалов.

Мы, в свою очередь тоже можем посмотреть как наравне с нашим кораблём, дымит, к примеру, не так давно спущенный на воду перспективный корабль LCS Freedom ВМС США в бухте города Сан Диего. К тому же многие специалисты высказались о причинах повышенного дымообразования, в связи с прогоранием остатка несгоревшего топлива в дымоходе. Что не является большой проблемой.

Операция в Сирии с участием российских сил ВМФ и ее значение

В походе уже у берегов Сирии к АУГ присоединился фрегат «Адмирал Григорович», вооруженный нашумевшими ракетами «Калибр». Таким образом, в Средиземном море у нас впервые действует полноценная универсальная группировка кораблей, которая во взаимодействии с воздушными, наземными, и космическими силами, способна провести любую операцию в средиземноморском бассейне. От нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов по любой наземной цели, до проведения миротворческих, десантных, морских операций любого типа.

С 15 ноября 2016 года, Российская АУГ начала активные боевые действия, поддерживая наземные силы. Начало ударов было омрачено потерей одного истребителя Миг-29К или КУБ, в ходе тренировочных вылетов. Пилот остался невредим, а это самое главное, потери же самолетов, явление свойственное для всех «активно летающих» стран.

Информационное агенство Russia Today уже распространило видео успешных результатов действий
ударных истребителей Су 33 и фотоизображения применения крылатых ракет «Калибр» по целям в
провинциях Идлиб и Хомс. Распространены многочисленные фото и видеоматериалы, рассказывающие
о работе нашей АУГ, непосредственно с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Конечно, подводить итог
операции еще очень рано, но уже с самого начала видна хорошая слаженность, системность ударов,
а также отличная работа разведывательных структур.

Большие десантные корабли проекта 775 «Королёв», «Георгий Победоносец» и «Цезарь Куников», Северного, Балтийского и Черноморского флотов соответственно, уже находятся в акватории Средиземного моря и направляются с грузами к сирийским портам. На суше развернуты мобильные береговые ракетные комплексы «Бастион», которые наносят удары по тем же целям, что и моряки. К имевшимся ранее установкам противовоздушной обороны С 400 «Триумф», развернуты еще 7 установок ПВО/ПРО С 300, прикрывающих фактически морское направление и обеспечивающих вкупе с тяжелым крейсером «Пётр Великий» надежный «зонтик», противовоздушной обороны на дистанциях до 400 км. Ближняя ПВО обеспечивается новейшими установками «Панцирь». Имеются значительные по своей мощности средства радиоэлектронной борьбы, в том числе комплексы «Красуха-4».

По неподтвержденным данным, командование ВС РФ, готовит переброску в Сирию истребителей перехватчиков МиГ-31, которые смогут завершить строительство непроходимой для любого противника ПВО/ПРО в небе над Сирийской республикой, а также вести разведывательную работу в интересах ударной авиации, и конечно же поиска целей для крылатых ракет «Оникс» и «Калибр»

О бразцы вооружения для «Мистралей» с успехом применяет сам «Адмирал Кузнецов», готовится встать на боевое дежурство десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», который частично сможет исполнять функции не полученных российским ВМФ французских УДК. Огромнейший опыт пилотов и экипажей кораблей ляжет в основу подготовки следующих поколений пилотов, которые смогут обучаться как в специализированных комплексах, таких как НИТКА, или строящемся сейчас его аналоге в Ейске на базе Высшего военного авиационного института, так и с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Новейшие тактические принципы, сочетания разнообразных родов войск, положат основу, новейшей методике применения АУГ, в современных локальных конфликтах, станут основой для новых требований к постройке будущих авианесущих кораблей для отечественного флота. Авиатехника на основе опыта полученного в этом походе, также претерпит качественный рост, будут устранены существующие недостатки, и выдвинуты дальнейшие требования по развитию палубной авиации в РФ, в том числе на базе машин пятого поколения.

Учитывая недавние намерения поставить ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на капитальный ремонт и модернизацию после этого боевого выхода, можно сделать предположение об оптимизации полученного опыта, и качественного роста российских авианосных сил в ближайшем будущем.

Авианосная группа Северного флота РФ, в которую входят крейсеры "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий", подошла к берегам Сирии. Корабли маневрируют в восточной части Средиземного моря, сообщил в субботу, 12 ноября, в эфире телеканала "Россия 1" командир "Адмирала Кузнецова" Сергей Артамонов.

"Корабли корабельной авианосной группы заняли назначенный район... в восточной части Средиземного моря", - заявил он. Авианосная группа отправилась из Североморска 15 октября. "Адмирал Кузнецов" - крупнейший корабль ВМФ России. Его длина составляет 306 метров. На судне постоянно возникают технические проблемы. В последний раз оно находилось на ремонте в 2015 году, а по возвращении из Средиземного моря снова уйдет на ремонт с модернизацией.

Контекст

Ранее сообщалось, что палубная авиация крейсера "Адмирал Кузнецов" уже принимает участие в в окрестностях Алеппо.

Успехи армии Асада в Алеппо

Сирийская армия восстановила контроль над несколькими районами на западе Алеппо, которые повстанцам удалось отбить за последние две недели в ходе попыток . Об этом 12 ноября сообщили в базирующейся в Лондоне организации "Сирийский наблюдательный совет по правам человека" (SOHR).

Смотрите также:

  • Дети Алеппо

    Внимание мировой общественности по-прежнему приковано к Алеппо: разрушенный город стал символом ужасов войны в Сирии. Людям в осажденной восточной части города не хватает воды, продовольствия, медикаментов. Многие остались без крыши над головой. По оценкам ООН, сейчас там находится около 100 000 детей.

  • Гуманитарная катастрофа в Сирии

    600 000 человек в осажденных городах

    Помимо Алеппо, еще 18 городов - как, например, Мадая (на фото) - и регионов остаются отрезанными от остального мира. По данным ООН, на этих территориях сейчас находятся почти 600 000 человек. При этом блокаду чаще всего осуществляют войска Башара Асада. Поставку гуманитарной помощи в конкретные районы нужно согласовывать с сирийским правительством, которое продолжает этому препятствовать.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Последний оплот оппозиции

    В 2011 году город Дарайя входил в число тех населенных пунктов, где начинались первые демонстрации протеста против режима Асада. Несколько лет Дарайя находилась под контролем повстанцев: правительственные войска, окружившие город, не пропускали туда автоколонны с гуманитарной помощью. В августе 2016 года войска Асада наконец вошли в город, что стало одним из крупнейших поражений оппозиции.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Чрезвычайное положение в больницах

    Доктора в сирийских больницах больше не в состоянии лечить пациентов. "У нас не осталось ни бинтов, ни медикаментов. Мы даже не можем сделать операцию по удалению аппендицита или кесарево сечение", - жалуется глава немецкого отделения гуманитарной организации "Врачи без границ" Фолькер Вестербарки (Volker Westerbarkey).

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Там нигде не безопасно"

    По словам Вестербарки, за последние пять месяцев все восемь больниц и пунктов оказания медицинской помощи, расположенные в осажденной восточной части города Алеппо, были повреждены или разрушены. Отдельные сирийские врачи все еще продолжают ухаживать за пациентами, рискуя жизнью. "Там нигде не безопасно", - констатирует активист.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Разделенный город

    В особо тяжелом положении находятся 300 000 жителей восточной части Алеппо, которую контролируют повстанцы. В результате почти каждодневных бомбардировок российской и сирийской авиации здесь разрушены тысячи домов. И только за прошедшие выходные погибли около ста человек.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Не хватает самого необходимого

    Помимо прочего, в Алеппо не хватает питьевой воды, продовольствия и электричества: это также относится и к западной части города, находящейся под контролем правительственных сил. Запечатлеть страдания местных жителей, однако, не представляется возможным: журналистов сюда допускают крайне редко.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Пустые улицы

    Опасаясь попасть под бомбежку, жители Алеппо почти перестали выходить на улицы, рассказывает Джуд аль-Хатаиб, репортер местного оппозиционного радио Hara FM. Большая часть магазинов закрыта. Нормальной жизни здесь больше нет, говорит журналист. Бывший двухмиллионный мегаполис сейчас считается одним из самых опасных городов мира.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Как в большой тюрьме"

    Вступившее в силу перемирие дало сирийцам кратковременную передышку. В то же время многие жители осажденных городов по-прежнему остаются отрезанными от мира и гуманитарной помощи. Священник францисканского ордена Фирас Луфти, который занимается поставкой в Сирию воды и продовольствия, констатирует: "Люди живут здесь как в большой тюрьме".