Древние люди: их жизнь, быт и орудия. Древние люди Первобытные люди рассказы для детей

Цели урока:

  1. дать учащимся представление о первобытных людях;
  2. развивать кругозор, речь и память уч – ся
  3. воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

II. Вступительная беседа.

Сегодня мы приступим к изучению второй книги “Мир вокруг нас”. Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Ответы детей. Историю)

Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
“Историю знать хорошо, или это плохо?”

А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

Слайд 3 “История человечества”.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

Первобытная история;
- история Древнего мира;
- история Средних веков;
- история Нового времени;
- история Новейшего времени.

III. Новая тема.

Слайд 4. Начало истории человечества.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

Слайд 5. Первобытный мир.

Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру. Предстоит узнать:

  1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
  2. Найти отличительные черты первобытного человека от современного.

А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
- А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Ответы детей. Археологами.)

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Слайд 6-13. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

IV. Физкультминутка.

Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”.

Работа в группах. Первая группа “юные историки” получают задание.

Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
- Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Вторая группа (одарённые дети) . Составить рассказ о первобытном человеке.

V. Закрепление изученного.

Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
- Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
- Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
- Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
- Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
- Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

Рассказ о первобытном человеке.

Пример рассказа:

Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научи
лись строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).

Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

VІ. Итог урока.

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Чем отличается первобытный человек от современного?
- Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

Домашнее задание: Составить рассказ о первобытном человеке.

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5-1,8 млн лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитеками. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передвигаться в выпрямленном положении и держать в руках палку или камень.Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. «Человек умелый» передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из нескольких самцов, самок с детёнышами и подростков.Около 1 млн лет назад появился новый вид - «человек выпрямленный». Это существо всё ещё напоминало своих предков - животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек выпрямленный» научился делать различные орудия из камня - крупные рубила правильной формы, скребки, резцы. Такими орудиями можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки. Во время существования «человека выпрямленного» начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделёнными прежде водой участками суши возникли сухопутные «-мосты», по которым люди смогли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости питекантропа.Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в местах, где обитали большие стада животных. Питекантропы иногда жили и в пещерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоняли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. Добычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, который согревал их, защищал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые территории - всё это требовало объединённых усилий многих людей. Их коллективы должны были быть достаточно многочисленными и сплочёнными. Усложнение образа жизни привело к тому, что старшие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородичами. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшиеся ими орудия, почти не изменяясь, просуществовали около 1 млн лет.

Как давно это было. Эволюция, теория Дарвина. Многие до сих пор не верят, что человек мог произойти от обезьяны. Как из древних полуобезьян могли получаться люди, которые со временем сделали кучу открытий, изобрели кучу полезных вещей и т.д. Ну вообще сейчас это не особо важно. Здесь мы собрались, чтобы рассказать вам интересные факты о первобытных людях, которые, мы надеемся, вам понравятся.

1. Первобытные люди очень долго не могли сами произвести огонь. Всё, что они могли сделать, это лишь поддерживать существующий огонь, который возникал из-за природных явлений. Но около 500 миллионов лет человек прямоходящий обнаружил, что если две сухие палки долго тереть друг о друга, то появляется огонь. Еще чуть позже они научились создавать огонь с помощью двух кусков кремня и сухой травы.

2. Первым животным, которое одомашнил человек был волк (предок ). Сначала эти животные использовались лишь для охоты, но чуть позже стали выполнять еще и сторожевые функции.

3. Первобытные люди, видимо, очень любили рисовать, так как в пещерах частенько находили древние рисунки, на которых в основном изображалась охота.

4. Древние люди часто охотились на мамонтов. Но несмотря на то, что мамонт — это огромное и мясистое животное, охота на него велась не ради мяса, а в основном ради бивней и кости, из которых они производили различные орудия труда.

5. 40000 лет назад люди уже играли на самодельных флейтах из слоновой кости. Это доказывают произведенные раскопки. А значит можно считать, что флейта — один из древнейших музыкальных инструментов.

6. Сколько зубов у здорового современного человека? Да, именно 32. А у первобытных людей их было аж 36. В то время пища была грубая и жесткая. И чтобы ее разжевать нужно было иметь большие и крепкие зубы. Но с умением готовить мясо на огне зубы стали уменьшаться, а некоторые вовсе исчезать со временем. Приготовленная пища становилась мягкой и нежной, поэтому в огромной челюсти больше не было необходимости и через поколения она подверглась изменениям.

7. Первобытные люди довольно быстро освоили украшения. Делали себе бусы из зубов хищников, амулеты из скорлупы, змеиная кожа и т.д.

8. У древних людей были свои орудия труда, которые являются прообразами современных инструментов. Например, существовал такой инструмент как «Рубило». Он имел заостренный конец и напоминал нечто среднее между ножом и топором. Но кроме того, чтобы резать и рубить, этот инструмент использовали еще и для дробления предметов и костей.

— Самые интересные факты обо всём на свете.

Известно, что отличительным признаком человекообразной обезьяны от представителя людского рода выступает масса мозга, а именно 750 г. Столько необходимо для овладения речью ребенку. Древние люди изъяснялись на примитивном языке, однако их речь является качественным отличием высшей нервной деятельности как человека от инстинктивного поведения животных. Слово, ставшее обозначением действий, трудовых операций, предметов, а впоследствии и обобщающих понятий, приобрело статус важнейшего средства общения.

Стадии становления человека

Известно, что их три, а именно:

  • древнейшие представители людского рода;
  • современное поколение.

Данная статья посвящена исключительно 2-й из вышеперечисленных стадий.

История древнего человека

Приблизительно 200 тыс. лет тому назад появились люди, которых мы называем неандертальцами. Они занимали промежуточное положение между представителями древнейшего рода и 1-м современным человеком. Древние люди были весьма неоднородной группой. Исследование большого числа скелетов позволило сделать вывод, что, в процессе эволюции неандертальцев на фоне разнообразия строения, определились 2 линии. Первая была ориентирована на мощное физиологическое развитие. Визуально самые древние люди отличались низким сильно скошенным лбом, заниженным затылком, слабо развитым подбородком, сплошным надглазным валиком, крупными зубами. Они обладали весьма мощной мускулатурой, при том что их рост составлял не более 165 см. Масса их мозга достигла уже 1500 г. Предположительно древние люди использовали зачаточную членораздельную речь.

Вторая линия неандертальцев отличалась более утонченными чертами. У них наблюдались значительно меньшие надбровные валики, более развитый подбородочный выступ и тонкие челюсти. Можно сказать, что вторая группа существенно уступала в физическом развитии первой. Однако у них уже наблюдалось значительное увеличение объема лобных долей мозга.

Вторая группа неандертальцев боролась за свое существование посредством развития внутригрупповых связей в процессе охоты, защиты от агрессивной природной среды, врагов, другими словами, при помощи объединения сил отдельно взятых особей, а не путем развития мускулатуры, как первая.

В результате такого эволюционного пути появился вид Homo sapiens, что переводится как "Человек разумный" (40-50 тыс. лет назад).

Известно, что небольшой промежуток времени жизнь древнего человека и первого современного была тесно взаимосвязана. Впоследствии неандертальцы подверглись окончательному вытеснению кроманьонцами (первыми современными людьми).

Виды древних людей

В связи с обширностью, неоднородностью группы гоминид принято выделять следующие разновидности неандертальцев:

  • античные (ранние представители, жившие 130-70 тыс. лет назад);
  • классические (европейские формы, период их существования 70-40 тыс. лет назад);
  • пережиточные (жили 45 тыс. лет назад).

Неандертальцы: повседневная жизнь, занятия

Важная роль была отведена огню. В течение многих сотен тысяч лет человек не умел сам добывать огонь, ввиду чего люди поддерживали тот, который образовался из-за удара молнии, извержения вулкана. Переходя с места на место, огонь несли в особых «клетках» самые сильные люди. Если огонь не получалось сберечь, то это довольно часто приводило к гибели всего племени, так как они лишались средства обогрева в морозы, средства защиты от хищных зверей.

Впоследствии его стали применять и для приготовления пищи, которая получалась более вкусной, питательной, что в итоге способствовало развитию их мозга. Позже люди сами научились добывать огонь посредством высечения искр из камня в сухую траву, быстрым вращением деревянной палочки в ладонях, помещенной одним концом в отверстие сухой древесины. Именно это событие стало одним из важнейших достижений человека. Оно совпало по времени с эпохой великих переселений.

Повседневная жизнь древнего человека сводилась к тому, что все первобытное племя охотилось. Для этого мужчины занимались изготовлением оружия, каменных орудий труда: долото, ножи, скребки, шила. В основном особи мужского пола охотились и разделывали туши убитых животных, то есть вся тяжелая работа лежала на них.

Представительницы женского пола обрабатывали шкуры и занимались собирательством (плодов, съедобных клубней, корней, а также веток для костра). Это привело к возникновению естественного разделения труда по половому признаку.

Чтобы загнать крупного зверя, мужчины охотились совместно. Это требовало взаимопонимания между первобытными людьми. Во время охоты был распространен загонный прием: поджигалась степь, затем неандертальцы загоняли стадо оленей, лошадей в западню - болото, пропасть. Далее, им оставалось лишь добить животных. Был и другой прием: они криками, шумом загоняли зверей на тонкий лед.

Можно говорить о том, что жизнь древнего человека была примитивной. Однако именно неандертальцы первыми стали хоронить умерших сородичей, укладывая их на правый бок, подложив под голову камень и согнув им ноги. Рядом с телом оставляли еду и оружие. Предположительно, они считали смерть сном. Захоронения, части святилищ, к примеру, связанных с медвежьим культом, стали свидетельством зарождения религии.

Орудия неандертальцев

Они незначительно отличались от тех, которые использовали их предшественники. Однако спустя время орудия древних людей стало более сложным. Новообразованный комплекс дал начало так называемой мустьерской эпохи. Как и ранее, орудия изготавливались преимущественно из камня, однако их формы становились все разнообразнее, а техника вытачивания - сложнее.

Основная заготовка оружия - отщеп, образующийся в результате скалывания с нуклеуса (куска кремня, имеющего специальные площадки, с которых производилось скалывание). Для данной эпохи было характерно приблизительно 60 разновидностей орудия. Все они - вариации 3 основных: скребло, рубильца, остроконечник.

Первое используется в процессе разделывания туши животного, обработки дерева, выделки шкур. Вторые - это уменьшенный вариант ручных рубил ранее существовавших питекантропов (в длину они были 15-20 см). Новые их модификации имели длину 5-8 см. Третье орудие было с треугольным очертанием и острием на конце. Они применялись в качестве ножей для резания кожи, мяса, дерева, а также как кинжалы и наконечники дротиков, копий.

Помимо перечисленных видов, у неандертальцев имелись и такие как: скребки, резцы, проколки, выемчатые, зубчатые орудия.

Кость также служила основой для их изготовления. До наших времен дошло очень мало фрагментов таких экземпляров, а целиком орудия можно увидеть еще реже. Чаще всего это были примитивные шилья, лопаточки, острия.

Орудия различались в зависимости от разновидностей зверей, на которых охотились неандертальцы, а следовательно, и от географического региона, климата. Очевидно, что африканские орудия отличались от европейских.

Климат местности обитания неандертальцев

С этим неандертальцам повезло меньше. Они застали сильное похолодание, образование ледников. Неандертальцы, в отличие от питекантропов, которые обитали в местности, подобной африканской саванне, жили, скорее, в тундре, лесостепи.

Известно, что первый древний человек, так же как и его предки, осваивал пещеры - неглубокие гроты, небольшие навесы. Впоследствии появились уже постройки, расположенные на открытом пространстве (на стоянке на Днестре найдены останки жилища, изготовленного из костей, зубов мамонта).

Охота древних людей

В основном неандертальцы охотились на мамонтов. До наших дней он не дожил, однако всем известно, как выглядит этот зверь, так как были найдены наскальные рисунки с его изображением, нанесенные людьми позднего палеолита. Помимо этого, археологи находили останки (иногда даже весь скелет целиком или туши в вечномерзлом грунте) мамонтов в Сибири, на Аляске.

Для поимки такого большого зверя неандертальцам приходилось потрудиться. Они выкапывали ямы-ловушки либо загоняли мамонта в болото, чтобы тот увяз в нем, затем добивали.

Также промысловым животным являлся пещерный медведь (он больше нашего бурого в 1,5 раза). Если крупный самец поднимался на задние лапы, то он достигал 2,5 м в высоту.

Неандертальцы охотились также на зубров, бизонов, северных оленей, лошадей. С них можно было получить не только само мясо, но и кости, жир, шкуру.

Способы добывания огня неандертальцами

Их всего пять, а именно:

1. Огневой плуг . Это достаточно быстрый способ, однако требует существенных физических усилий. Суть - сильным нажатием на деревянную палочку водят по дощечке. Итог - стружки, древесный порошок, который по причине трения дерева о дерево нагревается и тлеет. В этот момент его объединяют с быстровоспламеняющимся трутом, затем раздувают огонь.

2. Огневое сверло . Самый распространенный способ. Огневое сверло представляет собой деревянную палочку, которой сверлят находящуюся на земле другую палочку (деревянную дощечку). В итоге в ямке возникает тлеющий (дымящийся) порошок. Далее, он высыпается на трут, а затем раздувается пламя. Неандертальцы сначала вращали сверло между ладонями, а позднее сверло (верхним концом) упирали в дерево, охватывали ремнем и тянули поочередно за каждый конец ремня, вращая его.

3. Огневой насос . Это достаточно современный, но малораспространенный способ.

4. Огневая пила . Похож на первый способ, однако отличие в том, что деревянную дощечку пилят (скоблят) поперек волокон, а не вдоль их. Результат тот же.

5. Высекание огня . Делать это можно посредством удара одного камня о другой. В итоге образуются искры, которые попадают на трут, впоследствии воспламеняя его.

Находки из пещер Схул и Джебел Кафзех

Первая находится неподалеку от Хайфы, вторая - на юге Израиля. Они обе расположены на территории Ближнего Востока. Эти пещеры знамениты тем, что в них были найдены останки людей (костные), которые были более близки к современным людям, чем к древним. К сожалению, они принадлежали лишь двум индивидуумам. Возраст находок 90-100 тыс. лет. В связи с этим можно говорить, что человек современного вида в течение многих тысячелетий сосуществовал с неандертальцем.

Заключение

Мир древних людей весьма интересен и до конца еще не изучен. Возможно, со временем нам откроются новые тайны, которые позволят взглянуть на него с иной точки зрения.

Как появился человек? Общепринятого мнения на этот счет нет до сих пор. Наука и религия могут дать разные ответы. Последняя учит тому, что был создан Богом. Верующие считают, что таким образом люди были наделены бессмертной душой и разумом.

Особенности научной точки зрения

Большинство ученых придерживается мнения о том, что человек происходит от обезьяноподобных существ. Последние менялись в процессе эволюции. Их спины распрямились, длинные руки укоротились. Мозг продолжал развиваться. Благодаря этому данные существа становились умнее. Их выделение из животного мира было неизбежным. Так появились первые древние люди. Стоит отметить, что вышеописанная теория подтверждена научными доказательствами не полностью. Тем не менее еще в школе начинают изучать, как жили древние люди (5 класс школьной программы дает краткие сведения о той эпохе).

Особенности внешнего облика

История древнего человека начинается около двух миллионов лет назад. Самые ранние останки были обнаружены учеными в Африке. Благодаря этому появилась возможность установить то, как он выглядел. Этот человек мог ходить, только сильно наклонившись вперед. Он имел настолько длинные руки, что они свешивались даже ниже колен. При этом его лоб был покатым и низким. Мощные выступали над глазами. Размер его мозга был меньше, чем у Однако если проводить сравнение с обезьяньим, он был крупнее. Этот человек еще не научился разговаривать. Он был способен издавать только отрывистые звуки. Люди продолжали развиваться со временем. Объем их мозга увеличился. Изменился и внешний облик. Постепенно они начали осваивать речь.

Особенности первых инструментов

Жизнь древних людей была полна опасностей. Им была необходима добыча пропитания и защита от различных хищников. Для этого нужны были специальные приспособления. Так появились первые орудия древних людей. Они изготавливались из подручных материалов, имеющихся в природе. Нескольких ударов камнями между собой было достаточно для того, чтобы появилось грубое, но прочное приспособление, имеющее заостренный конец. С помощью него обтачивались палки-копалки и вырубались дубины. Первые орудия древних людей были представлены именно ими, а также заостренными камнями. Благодаря умению изготавливать их человек отличался от животных. Труд древних людей можно назвать кропотливым и тяжелым.

Основные занятия

Жизнь древних людей, в частности неандертальцев, проходила в пещерах. В ледниковую эпоху они защищали человека от холода. Рядом с останками неандертальцев ученым часто удавалось обнаружить кости пещерных гиен, львов и медведей. Это означает, что человеку приходилось бороться с хищными животными за жилище. Останки других зверей, таких крупных как носорог или мамонт, позволяют сделать вывод о том, что жизнь древних людей была тесно связана с интенсивной охотой. Во времена Мустье она особенно развилась. История древнего человека свидетельствует о том, что в значительной мере пища добывалась путем охоты на мелких животных, а также собирания плодов и корней.

Особенности охотничьего процесса

Неандертальцы из мустьерской эпохи отправлялись на охоту не только на открытых территориях. Также для этих целей они посещали леса. Там они преследовали, в основном, животных средних размеров. Жизнь древних людей заставляла их объединяться. Очень часто они нападали сообща на крупных зверей. Иногда это были больные и беззащитные животные, попавшие в болото или яму. Неандертальцы не брезговали поеданием их трупов. Весь процесс разделки животного делился на несколько этапов. Убив его, неандертальцы с помощью каменных орудий разрезали кожу. Также путем их использования снималось мясо. Длинные кости разбивались. Далее извлекался питательный костный мозг, а из черепа - головной. Мясо употреблялось в сыром виде. Также его могли предварительно пожарить на костре. Скорее всего, шкуры убитых животных использовались для того, чтобы укрыть тело.

Дальнейшее развитие

В эпоху Мустье ведение и техника хозяйства существенно усложнились. Разделение труда продолжалось. Наиболее опытные охотники становились руководящими в первобытном стаде. Стоит отметить, что европейские неандертальцы были вполне приспособлены к условиям среды, даже достаточно тяжелым. Однако продолжительность их жизни существенно снижалась из-за трудностей борьбы и разных болезней.

Особенности каменных приспособлений

Особенности организации труда

Конечно же, работать приходилось не только мужчинам, но и женщинам. Однако очевидно, что форма их трудового участия была другой. Здесь целесообразно учесть анатомо-физиологические особенности, присущие женщинам. Они не могли принимать участие в охоте на крупных животных, так как она требовала быстрой и долгой погони. Кроме того, женщинам труднее было бороться с опасными зверями, а также метать камни. Таким образом, возникла острая необходимость в разделении труда. Причем этого требовала не только охота, но и многие другие особенности жизни древних людей. Происходило усложнение общественных взаимоотношений, а также коллективных действий.