Типы химических реакций в органической химии — Гипермаркет знаний. Реакции органических соединений Классификация органических реакций в органической химии

>> Химия: Типы химических реакций в органической химии

Реакции органических веществ можно формально разделить на четыре основных типа: замещения, присоединения, отщепления (элиминирования) и перегруппировки (изомеризации). Очевидно, что все многообразие реакций органических соединений невозможно свести в рамки предложенной классификации (например, реакции горения). Однако такая классификация поможет установить аналогии с уже знакомыми вам из курса неорганической химии классификациями реакций, протекающих между неорганическими веществами.

Как правило, основное органическое соединение, участвующее в реакции, называют субстратом, а другой компонент реакции условно рассматривают как реагент.

Реакции замещения

Реакции, в результате которых осуществляется замена одного атома или группы атомов в исходной молекуле (субстрате) на другие атомы или группы атомов, называются реакциями замещения.

В реакции замещения вступают предельные и ароматические соединения, такие, как, например, алканы, циклоалканы или арены.

Приведем примеры таких реакций.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Многие реакции замещения открывают путь к получению разнообразных соединений, имеющих хозяйственное применение. Огромная роль в химической науке и промышленности отводится электрофильному и нуклеофильному замещению. В органическом синтезе эти процессы имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание.

Разнообразие химических явлений. Реакции замещения

Химические изменения, связанные с превращениями веществ, отличаются целым рядом особенностей. Разными могут быть конечные результаты, тепловые эффекты; одни процессы идут до конца, в других наступает Изменение веществ часто сопровождается повышением или понижением степени окисления. При классификации химических явлений по их конечному результату обращают внимание на качественные и количественные отличия реагентов от продуктов. По этим признакам можно выделить 7 типов химических превращений, в том числе замещение, идущее по схеме: А—В + С А—С + В. Упрощенная запись целого класса химических явлений дает представление о том, что среди исходных веществ есть так называемая «атакующая» частица, замещающая в реагенте атом, ион, функциональную группу. Реакция замещения характерна для предельных и

Реакции замещения могут происходить в виде двойного обмена: А—В + С—Е А—С + В—Е. Один из подвидов — вытеснение, например, меди железом из раствора медного купороса: CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu. В качестве «атакующей» частицы могут выступать атомы, ионы или функциональные группы

Замещение гомолитическое (радикальное, SR)

При радикальном механизме разрыва ковалентных связей электронная пара, общая для разных элементов, пропорционально распределяется между «осколками» молекулы. Образуются свободные радикалы. Это неустойчивые частицы, стабилизация которых происходит в результате последующих превращений. Например, при получении этана из метана возникают свободные радикалы, участвующие в реакции замещения: СН 4 СН 3 . + .Н; СН 3 . + .СН 3 → С2Н5; Н. + .Н → Н2. Гомолитический разрыв связи по приведенному механизму замещения носит цепной характер. В метане атомы Н можно последовательно заменять на хлор. Аналогично идет реакция с бромом, но йод неспособен напрямую замещать водород в алканах, фтор слишком энергично с ними реагирует.

Гетеролитический способ разрыва связи

При ионном механизме протекания реакций замещения электроны неравномерно распределяются между вновь возникшими частицами. Связывающая пара электронов отходит полностью к одному из «осколков», чаще всего, к тому партнеру по связи, в сторону которого была смещена отрицательная плотность в полярной молекуле. К реакциям замещения относится реакция образования метилового спирта CH 3 OH. В бромметане CH3Br разрыв молекулы носит гетеролитический характер, заряженные частицы являются стабильными. Метил приобретает положительный заряд, а бром — отрицательный: CH 3 Br → CH 3 + + Br - ; NaOH → Na + + OH - ; CH 3 + + OH - → CH 3 OH; Na + + Br - ↔ NaBr.

Электрофилы и нуклеофилы

Частицы, которые испытывают нехватку электронов и могут их принять, получили название «электрофилы». К ним относятся атомы углерода, соединенные с галогенами в галогеналканах. Нуклеофилы обладают повышенной электронной плотностью, они «жертвуют» пару электронов при создании ковалентной связи. В реакциях замещения богатые отрицательными зарядами нуклеофилы подвергаются атаке электрофилов, испытывающих нехватку электронов. Это явление связано с перемещением атома или другой частицы — уходящей группы. Другая разновидность реакций замещения — атака электрофила нуклеофилом. Подчас трудно разграничить два процесса, отнести замещение к тому или другому типу, поскольку сложно точно указать, какая из молекул — субстрат, а какая — реагент. Обычно в таких случаях учитываются следующие факторы:

  • природа уходящей группы;
  • реакционная способность нуклеофила;
  • природа растворителя;
  • структура алкильной части.

Замещение нуклеофильное (SN)

В процессе взаимодействия в органической молекуле наблюдается усиление поляризации. В уравнениях частичный положительный или отрицательный заряд отмечают буквой греческого алфавита. Поляризация связи позволяет судить о характере ее разрыва и дальнейшем поведении «осколков» молекулы. Например, атом углерода в йодметане обладает частичным положительным зарядом, является электрофильным центром. Он притягивает ту часть диполя воды, где расположен кислород, обладающий избытком электронов. При взаимодействии электрофила с нуклеофильным реагентом образуется метанол: CH 3 I + H 2 O → CH 3 OH + HI. Реакции нуклеофильного замещения проходят при участии отрицательно заряженного иона либо молекулы, обладающей свободной электронной парой, не участвующей в создании химической связи. Активное участие йодметана в SN 2 -реакциях объясняется его открытостью для нуклеофильной атаки и подвижностью йода.

Замещение электрофильное (SE)

В органической молекуле может присутствовать нуклеофильный центр, для которого характерен избыток электронной плотности. Он вступает в реакцию с испытывающим недостаток отрицательных зарядов электрофильным реагентом. К таким частицам относятся атомы, имеющие свободные орбитали, молекулы с участками пониженной электронной плотности. В углерод, обладающий зарядом «-», взаимодействует с положительной частью диполя воды — с водородом: CH 3 Na + H 2 O → CH 4 + NaOH. Продукт этой реакции электрофильного замещения — метан. При гетеролитических реакциях взаимодействуют противоположно заряженные центры органических молекул, что придает им сходство с ионами в химии неорганических веществ. Не следует упускать из виду, что превращение органических соединений редко сопровождается образованием настоящих катионов и анионов.

Мономолекулярные и бимолекулярные реакции

Нуклеофильное замещение бывает мономолекулярным (SN1). По такому механизму протекает гидролиз важного продукта органического синтеза — третичного бутилхлорида. Первая стадия проходит медленно, она связана с постепенной диссоциацией на катион карбония и хлорид-анион. Второй этап идет быстрее, протекает реакция иона карбония с водой. замещения галогена в алкане на оксигруппу и получение первичного спирта: (CH 3) 3 C—Cl → (CH 3) 3 C + + Cl - ; (CH 3) 3 C + + H 2 O → (CH 3) 3 C—OH + H + . Для одностадийного гидролиза первичных и вторичных алкилгалогенидов характерно одновременное разрушение связи углерода с галогеном и образование пары С—ОН. Это механизм нуклеофильного бимолекулярного замещения (SN2).

Механизм гетеролитического замещения

Механизм замещения связан с переносом электрона, созданием промежуточных комплексов. Реакция идет тем быстрее, чем легче возникают характерные для нее промежуточные продукты. Нередко процесс идет одновременно в нескольких направлениях. Преимущество обычно получает тот путь, в котором используются частицы, требующие наименьших энергетических затрат для своего образования. К примеру, наличие двойной связи увеличивает вероятность появления аллильного катиона СН2=СН—СН 2 + , по сравнению с ионом СН 3 + . Причина кроется в электронной плотности кратной связи, которая влияет на делокализацию положительного заряда, рассредоточенного по всей молекуле.

Реакции замещения бензола

Группа для которых характерно электрофильное замещение, — арены. Бензольное кольцо — удобный объект для электрофильной атаки. Процесс начинается с поляризации связи во втором реагенте, в результате чего образуется электрофил, примыкающий к электронному облаку бензольного кольца. В результате появляется переходный комплекс. Полноценной связи электрофильной частицы с одним из атомов углерода пока еще нет, она притягивается ко всему отрицательному заряду «ароматической шестерки» электронов. На третьей стадии процесса электрофил и один углеродный атом кольца связывает общая пара электронов (ковалентная связь). Но в таком случае происходит разрушение «ароматической шестерки», что невыгодно с точки зрения достижения стабильного устойчивого энергетического состояния. Наблюдается явление, которое можно назвать «выбросом протона». Происходит отщепление Н + , восстанавливается устойчивая система связи, характерная для аренов. Побочное вещество содержит катион водорода из бензольного кольца и анион из состава второго реагента.

Примеры реакций замещения из органической химии

Для алканов особенно характерна реакция замещения. Примеры электрофильных и нуклеофильных превращений можно привести для циклоалканов и аренов. Подобные реакции в молекулах органических веществ идут при обычных условиях, но чаще — при нагревании и в присутствии катализаторов. К распространенным и хорошо изученным процессам относится электрофильное замещение в ароматическом ядре. Важнейшие реакции этого типа:

  1. Нитрование бензола в присутствии H 2 SO 4 — идет по схеме: C 6 H 6 → C 6 H 5 —NO 2 .
  2. Каталитическое галогенирование бензола, в частности хлорирование, по уравнению: C 6 H 6 + Cl 2 → C 6 H 5 Cl + HCl.
  3. Ароматическое протекает с «дымящей» серной кислотой, образуются бензолсульфокислоты.
  4. Алкилирование — замена атома водорода из состава бензольного кольца на алкил.
  5. Ацилирование — образование кетонов.
  6. Формилирование — замена водорода на группу СНО и образование альдегидов.

К реакциям замещения относится реакция в алканах и циклоалканах, в которой галогены атакуют доступную связь С—Н. Получение производных может быть связано с замещением одного, двух или всех атомов водорода в предельных углеводородах и циклопарафинах. Многие из галогеноалканов с небольшой молекулярной массой находят применение в производстве более сложных веществ, относящихся к разным классам. Успехи, достигнутые в изучении механизмов реакций замещения, дали мощный толчок для развития синтезов на основе алканов, циклопарафинов, аренов и галогенопроизводных углеводородов.

Теория замещения в ароматических соединениях. Реакции электрофильного замещения. Ориентанты 2 рода (мета- ориентанты).

Заместители, обладающие отрицательным индуктивным эффектом или отрицательными как индуктивным, так и мезомерным эффектами, направляют электрофильное замещение в мета-положение бензольного кольца и носят название ориентантов второго рода.

Органические реакции, как и неорганические, подразделяются на 3 основных типа:

1) реакция замещения: СН 4 + CI 2 → СН 3 CI + НCI;

2) реакция отщепления: СН 3 СН 2 Br → СН 2 = СН 2 + НBr;

3) реакция присоединения: СН 2 = СН 2 + НBr → CН 3 СН 2 Br.( реакции полимеризации)

Классифицировать по механизму разрыва ковалентных связей в реагирующих молекулах.

Два способа разрыва ковалентных связей.

1. Если общая электронная пара делится между атомами, образуя радикалы. Радикалы -частицы, имеющие неспаренные электроны. Такой разрыв связи называется радикальным (гомолитическим). Особенность данной связи заключается в том, что радикалы, которые образуются, взаимодействуют с имеющимися в реакционной системе молекулами или друг с другом.

Образующиеся радикалы взаимодействуют с имеющимися в реакционной системе молекулами или друг с другом: CН· 3 + CI 2 → СН 3 CI + CI.

По радикальному механизму протекают реакции, в которых разрыву подвергаются связи малой полярности (С-С, С-Н, N-N) при высокой температуре, под действием света или радиоактивного излучения.

2. Если при разрыве связи общая электронная пара остается у одного атома, то образуются ионы – катион и анион. Такой механизм называется ионным или гетеролитическим. Он приводит к образованию органических катионов или анионов: 1) хлористый метил образует метил-катион и хлорид-анион; 2) метил-литий образует литий-катион и метил-анион.

Органические ионы вступают в дальнейшие превращения. При этом катионы взаимодействуют с нуклеофильными («любящими ядра») частицами, а органические анионы – с электрофильными («любящими электроны») частицами (катионы металлов, галогены и др.).

Ионный механизм наблюдается при разрыве полярной ковалентной связи (углерод – галоген, углерод – кислород и др.).

Органические ионные частицы подобны ионам в неорганической химии – имеют соответствующие заряды. Однако они и резко отличаются: ионы неорганических соединений присутствуют в водных растворах постоянно, а органические ионные частицы возникают только в момент реакции.

Поэтому во многих случаях необходимо говорить не о свободных органических ионах, а о сильно поляризованных молекулах.

Радикальный механизм наблюдается при разрыве неполярной или малополярной ковалентной связи (углерод – углерод, углерод – водород и т. д.).

Органические ионные частицы подобны ионам в неорганической химии – они имеют соответствующие заряды.

В ходе реакции в молекулах реагирующих веществ разрываются одни химические связи и образуются другие. Органические реакции классифицируются по типу разрыва химических связей в реагирующих частицах. Из их числа можно выделить две большие группы реакций - радикальные и ионные.

Радикальные реакции - это процессы, идущие с гомолитическим разрывом ковалентной связи. При гомолитическом разрыве пара электронов, образующая связь, делится таким образом, что каждая из образующихся частиц получает по одному электрону. В результате гомолитического разрыва образуются свободные радикалы:

Нейтральный атом или частица с неспаренным электроном называется свободным радикалом.

Ионные реакции - это процессы, идущие с гетеролитическим разрывом ковалентных связей, когда оба электрона связи остаются с одной из ранее связанных частиц:

В результате гетеролитического разрыва связи получаются заряженные частицы: нуклеофильная и электрофильная.

Нуклеофильная частица (нуклеофил) - это частица, имеющая пару электронов на внешнем электронном уровне. За счет пары электронов нуклеофил способен образовывать новую ковалентную связь.

Электрофильная частица (электрофил) - это частица, имеющая незаполненный внешний электронный уровень. Электрофил представляет незаполненные, вакантные орбитали для образования ковалентной связи за счет электронов той частицы, с которой он взаимодействует.

В органической химии все структурные изменения рассматриваются относительно атома (или атомов) углерода, участвующего в реакции.

В соответствии с вышеизложенным хлорирование метана под действием света классифицируют как радикальное замещение, присоединение галогенов к алкенам - как электрофильное присоединение, а гидролиз алкилгалогенидов - как нуклеофильное замещение.

Наиболее часто встречаются следующие типы оеакций.

Основные типы химических реакций

I. Реакции замещения (замена одного или нескольких атомов водорода на атомы галогенов или спецгруппу) RCH 2 X + Y → RCH 2 Y + X

II. Реакции присоединения RCH=CH 2 + XY → RCHX−CH 2 Y

III. Реакции отщепления (элиминирования) RCHX−CH 2 Y → RCH=CH 2 + XY

IV. Реакции изомеризации (перегруппировки)

V. Реакции окисления (взаимодействие с кислородом воздуха или окислителя)

В этих вышеперечисленных типах реакции различают ещё и специализированные и именные реакции.

Специализированные:

1) гидрирование (взаимодействие с водородом)

2) дегидрирование (отщепление от молекулы водорода)

3) галогенирование (взаимодействие с галогеном: F 2 , Cl 2 , Br 2 , I 2)

4) дегалогенирование (отщепление от молекулы галогена)

5) гидрогалогенирование (взаимодействие с галогенводородом)

6) дегидрогалогенирование (отщепление от молекулы галогенводорода)

7) гидратация (взаимодействие с водой в необратимой реакции)

8) дегидратация (отщепление от молекулы воды)

9) гидролиз (взаимодействие с водой в обратимой реакции)

10) полимеризация (получение многократного увеличенного углеродного скелета из одинаковых простых соединений)

11) поликонденсация (получение многократного увеличенного углеродного скелета из двух разных соединений)

12) сульфирование (взаимодействие с серной кислотой)

13) нитрование (взаимодействие с азотной кислотой)

14) крекинг (уменьшение углеродного скелета)

15) пиролиз (разложение сложных органических веществ на более простые под действием высоких температур)

16) реакция алкилирования (введение в формулу радикала алкана)

17) реакция ацилирования (введение в формулу группы –C(CH 3)O)

18) реакция ароматизации (образование углеводорода ряда аренов)

19) реакция декарбоксилирования (отщепление от молекулы карбоксильной группы -COOH)

20) реакция этерификации (взаимодействие спирта с кислотой, или получение сложного эфира из спирта или карбоновой кислоты)

21) реакция «серебряного зеркала» (взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра (I))

Именные реакции:

1) реакция Вюрца (удлинение углеродного скелета при взаимодействии галогенпроизводного углеводорода с активным металлом)

2) реакция Кучерова (получение альдегида при взаимодействии ацетилена с водой)

3) реакция Коновалова (взаимодействие алкана с разбавленной азотной кислотой)

4) реакция Вагнера (окисление углеводородов с двойной связью кислородом окислителя в слабощелочной или нейтральной среде при нормальных условиях)

5) реакция Лебедева (дегидрирование и дегидратация спиртов при получении алкадиенов)

6) реакция Фриделя-Крафтса (реакция алкилирования арена хлоралканом при получении гомологов бензола)

7) реакция Зелинского (получение бензола из циклогексана дегидрированием)

8) реакция Кирхгофа (превращение крахмала в глюкозу при каталитическом действии серной кислоты)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Мичуринска Тамбовской области

Типы химических реакций

в органической химии

Головкина Светлана Александровна,

учитель химии МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………4

Спецификация тестов…………………………………………………………...5

Тесты 9 класс ………………………………………………………………15

Тесты 11 класс …………………………………………………………………24

Информационные ресурсы……………………………………………………..33

Аннотация.

В данной работе отражен подход авторов к изучению типов химических реакций в органической химии. Предлагаемый материал может быть интересен учителям химии, работающим в основной и полной общеобразовательной школе, так как он дает обобщение основным понятиям типов химических реакций в органической химии, которые позволят осуществить подготовку к ГИА И ЕГЭ и отработать материал по данной теме.

Введение.

Материал органической химии сложен для понимания, особенно в 9 классе, где на его изучение отводится очень мало времени, при большом объеме теоретического материала. Вопросы по органической химии включены в КИМы ГИА и ЕГЭ, при подготовки обучающихся к итоговой аттестации учитель часто сталкивается с непониманием данного материала. Интенсифицировать процесс преподавания и повысить качество усвоения органической химии можно активно, используя при его изучении современные технологии обучения, например, применение ИКТ, технологии тестового контроля. В пособии учителя делятся своим опытом при изучении небольшого, но сложного материала.

Спецификация тестов по подготовке к ГИА и ЕГЭ

    Назначение тестов – оценить общеобразовательную подготовку обучающихся по типам химических реакций.

    Преемственность содержания материала тестов – показать взаимосвязь базовых понятий неорганической и органической химии.

    Характеристика содержания тестов – каждый вариант тестового контроля состоит из трех частей и заданий. Одинаковые по уровню сложности и форме представления задания сгруппированы в определенных частях работы.

Часть А содержит 10 заданий на выбор ответа базового уровня сложности А1, А2 ….А10

Часть В содержит 3 задания на выбор ответа повышенного уровня сложности В1, В2, В3

ЧастьС содержит 1 задание высокого уровня сложности.

Таблица 1 Распределения заданий по частям работы.

Задания с выбором ответа проверяют основную часть изученного материала: язык химической науки, химические связи, знание свойств органических веществ, типы и условия протекания химических реакций.

Задания повышенного уровня сложности проверяют на повышенном уровне знания об окислительно- восстановительных реакциях. В работе предлагаются задания с выбором нескольких ответов.

Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволяет осуществлять дифференциацию обучающихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие оценки.

Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в тесте. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

4.Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

При определении содержания проверочных заданий контрольной работы учитывалось, какой объем каждой из содержательных блоков занимает в курсе химии

5.Время выполнения работы

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут (1 урок)

Примерное распределение времени, отводимого на выполнение отдельных заданий:

    для каждого задания части А до 2 мин.

    для каждого задания части В до 5 мин.

    для каждого задания части С до 10 мин.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.

Верное выполнение каждого задания части В оценивается 2 баллами;

допущена ошибка в одном из элементов ответа- 1 балл.

Выполнение заданий части С имеет вариативный характер, правильное и полное выполнение задания С1 - 4 балла,

Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.

7. Градация оценки:

0 % - 25% - от набранных баллов «1»

26% - 50% - от набранных баллов «2»

51% - 75% - от набранных баллов «3»

76% - 85% - от набранных баллов «4»

86% - 100% - от набранных баллов «5»

Типы химических реакций в органической химии

Химическая реакция - это такое изменение веществ, при котором разрываются старые и образуются новые химические связи между частицами (атомами, ионами), из которых построены вещества.

Химические реакции классифицируются:

1. По числу и составу реагентов и продуктов

К этому типу реакций могут быть отнесены реакции изомеризации, которые идут без изменения не только качественного, но и количественного состава молекул веществ.

Реакции разложения в органической химии, в отличие от реакций разложения в неорганической химии, имеют свою специфику. Их можно рассматривать как процессы, обратные присоединению, поскольку в результате чаще всего образуются кратные связи или циклы.

CH3-CH2-С=-СН СН3-С=-С-СН3

этилацетилен диметнлацетилен

Для того чтобы вступить в реакцию присоединения, органическая молекула должна иметь кратную связь (или цикл), эта молекула будет главной (субстрат). Молекула попроще (часто неорганическое вещество, реагент) присоединяется по месту разрыва кратной связи или раскрытия цикла.

чаще всего образуются кратные связи или циклы.

Их отличительный признак - взаимодействие простого вещества со сложным. Понятие «замещение» в органике шире, чем в неорганической химии. Если в молекуле исходного вещества какой-либо атом или функциональная группа заменяются на другой атом или группу, это тоже реакции замещения.

Реакции обмена - реакции, протекающие между сложными веществами, при которых их составные части обмениваются местами. Обычно эти реакции рассматривают как ионные. Реакции между ионами в растворах электролитов идут практически до конца в сторону образования газов, осадков, слабых электролитов.

2. По тепловому эффекту

Экзотермические реакции протекают с выделением энергии.

К ним относятся почти все реакции соединения.

Экзотермические реакции, которые протекают с выделением света, относят к реакциям горения. Гидрирование этилена - пример экзотермической реакции. Она идет при комнатной температуре.

Эндотермические реакции протекают с поглощением энергии.

Очевидно, что к ним будут относиться почти все реакции разложения,

СН 2 =СН 2 + Н 2 → СН 3 -СН 3

3. По использованию катализатора

Идут без участия катализатора.

Так как все биохимические реакции, протекающие в клетках живых организмов, идут с участием особых биологических катализаторов белковой природы - ферментов, все они относятся к каталитическим или, точнее, ферментативным.

4. По направлению

Протекают одновременно в двух противоположных направлениях.

Таких реакций подавляющее большинство.

В органической химии признак обратимости отражают названия - антонимы процессов:

гидрирование - дегидрирование,

гидратация - дегидратация,

полимеризация - деполимеризация.

Обратимы все реакции этерификации (противоположный процесс, как вы знаете, носит название гидролиза) и гидролиза белков, сложных эфиров, углеводов, полинуклеотидов. Обратимость этих процессов лежит в основе важнейшего свойства живого организма - обмена веществ.

Протекают в данных условиях только в одном направлении.

К ним можно отнести все реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (воды) и все реакции горения.

5. По агрегатному состоянию

Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях (в разных фазах).

Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии (в одной фазе).

6. По изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества

Реакции, идущие без изменения степеней окисления химических элементов. К ним, например, относятся все реакции ионного обмена, а также многие реакции соединения, многие реакции разложения, реакции этерификации

Реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов. К ним относится множество реакций, в том числе все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.

НСООН + CH 3 OH → НСООСН3 + H2O

7. По механизму протекания.

Идут между образующимися в ходе реакции радикалами и молекулами.

Как вы уже знаете, при всех реакциях происходит разрыв старых и образование новых химических связей. Способ разрыва связи в молекулах исходного вещества определяет механизм (путь) реакции. Если вещество образовано за счет ковалентной связи, то могут быть два способа разрыва этой связи: гемолитический и гетеролитический. Например, для молекул Сl2, СН4 и т. д. реализуется гемолитический разрыв связей, он приведет к образованию частиц с неспаренными электронами, то есть свободных радикалов.

Идут между уже имеющимися или образующимися в ходе реакции ионами.

Типичные ионные реакции - это взаимодействие между электролитами в растворе. Ионы образуются не только при диссоциации электролитов в растворах, но и под действием электрических разрядов, нагревания или излучений. Ŷ-Лучи, например, превращают молекулы воды и метана в молекулярные ионы.

По другому ионному механизму происходят реакции присоединения к алкенам галогеноводородов, водорода, галогенов, окисление и дегидратация спиртов, замещение спиртового гидроксила на галоген; реакции, характеризующие свойства альдегидов и кислот. Ионы в этом случае образуются при гетеролитическом разрыве ковалентных полярных связей.

8. По виду энергии, инициирующей реакцию.

Они инициируются излучениями большой энергии - рентгеновскими лучами, ядерными излучениями (Ý-лучами, а-частицами - Не2+ и др.). С помощью радиационных реакций проводят очень быструю радиополимеризацию, радиолиз (радиационное разложение) и т. д.

Например, вместо двухстадийного получения фенола из бензола его можно получать взаимодействием бензола с водой под действием радиационных излучений. При этом из молекул воды образуются радикалы [·OН] и [·H·], с которыми и реагирует бензол с образованием фенола:

С6Н6 + 2[ОН] -> С6Н5ОН + Н20

Вулканизация каучука может быть проведена без серы с использованием радиовулканизации, и полученная резина будет ничуть не хуже традиционной

Их инициирует тепловая энергия. К ним относятся все эндотермические реакции и множество экзотермических реакций, для начала которых необходима первоначальная подача теплоты, то есть инициирование процесса.

Их инициирует световая энергия. Кроме рассмотренных выше фотохимических процессов синтеза НСl или реакции метана с хлором, к ним можно отнести получение озона в тропосфере как вторичного загрязнителя атмосферы. К этому виду реакций принадлежит и важнейший процесс, протекающий в растительных клетках, - фотосинтез.

Их инициирует электрический ток. Помимо хорошо известных вам реакций электролиза укажем также реакции электросинтеза, например, реакции промышленного получения неорганических окислителей.

Тестовые задания для 9 класса

Вариант 1.

Часть А

А1. Какие модели соответствуют молекулам алкенов?

а) все, кроме А

б) все, кроме Б

в) все, кроме В

г) все, кроме Г

А2. С каким реагентом могут взаимодействовать алканы:

а) Br 2 (р-р)

б) Cl 2 ,(свет)

в) H 2 SO 4
г) NaOH

А3. В реакции 1,3-бутадиена с HCl не может образоваться

а) 3-хлорбутен-1 в) 1-хлорбутен-2

б) 4-хлорбутен-1 г) 2,3-дихлорбутан

А4. Вещество, с которым муравьиная кислота при соот­ветствующих условиях вступает в окислительно-вос­становительную реакцию, - это:

а) медь;

б) гидроксид меди (II);

в) хлорид меди (II);

г) сульфат меди (II).

А5. Взаимодействие сложного эфира с водой можно на­звать:

а) гидратацией;

б) дегидратацией;

в) гидролизом;

г) гидрогенизацией.

А6. В цепочке превращений

реакции «а» и «б» - это соответственно:

а) гидратация и окисление;

б) окисление и гидратация;

в) гидратация и гидратация;

г) окисление и окисление.

А7. Реакция, обусловленная наличием в молекулах кар­бонильных соединений двойной связи, - это реак­ция:

а) присоединения;

б) разложения;

в) замещения;

г) обмена.

А8. С помощью аммиачного раствора оксида серебра нель­зя распознать:

а) этанол и этаналь;

б) пропаналь и пропанон;

в) пропаналь и глицерин;

г) бутаналь и 2-метилпропаналь.

А9. При действии на пропеналь избытка водорода образу­етс я:

а) предельный спирт;

б) непредельный спирт;

в) непредельный углеводород;

г) предельный углеводород.

А10. Уксусный альдегид образуется при гидратации:

а) этана;

б) этена;

в) этина;

г) этанола.

Часть В

В1. Установите соответствие между типом реакции и уравнением

ТИП РЕАКЦИИ

В2. Ацетилен массой 10,4 г присоединил хлороводород массой 14,6 г. Формула продукта реакции_____.

В3. Из технического карбида кальция массой 1 кг получен ацетилен объемом 260 л (н.у.). Массовая доля примесей (в %), содержащихся в образце карбида кальция равна_________. (Запишите ответ с точностью до сотых).

Часть С.

C 1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие

BaCl 2

превращения: С O

Вариант 2.

Часть А К каждому из заданий А1-А10 дано четыре варианта ответа,

только один из которых правильный. Обведите номер ответа.

А1.Реакция характерная для алканов

а)присоединении

б)замещение

в)гидротации

г)обмена

А2. Для каких углеводородов характерна реакция полимеризации.

а) CH 4

б) C 2 H 4

в) C 6 H 6

г) C 2 H 5 ОH

А3. Вещество, с которым метан вступает в реакцию замещения.

а) CL 2 (свет)

б) H 2 О

в) H 2 SO 4

г) NaOH

А4. Какое вещество легко окисляется перманганатом калия.

а) C 2 H 6

б) C 2 H 2

в) C 2 H 5 ОH

г) C 6 H 6

А5. Какое вещество можно подвергать реакции дегидратации.

а) C 2 H 4

б) C 2 H 5 ОH

в) CH 4

г) С H 3 COH

А6. В цепочке превращений C 2 H 6 – ацетилен – этан реакции «а» и «б»- это соответствует

а) гидротация и гидрирование

б) гидротация и окисление

в) дегидрирование и гедрирование

г) окисление и гидротация

А7. Как называется реакция образования сложных эфиров.

а) присоединения

б)замещения

в) этерификации

г) разложения

А8. При взаимодействии этилена с водой образуется.

а) предельный спирт

б) непределдьный спирт

в) предельный углеводород

г) непредельный углеводород

А9. Уксусная кислота образуется из:

а) этана

б) этена

в) этина

г) этанола

А10. Какая реакция характерна для жиров.

а) присоединения

б) окисления

в) гидролиза

г) замещения

Часть В При выполнении заданий В1 установите соответствие. В2 и В3 произведите расчеты и запишите ответ.

В1. Установите соответствие между типом реакции и веществом

Тип реакции

В2. Объем кислорода, необходимый для полного сжигания 50 л. метана (н.у.) равен ___л.

В3. Углеводород содержит 16,28 % водорода. Определите формулу углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 43.

Часть С. Для ответов на задание С1 используйте отдельный бланк (лист)

Запишите номер задания и ответ к нему.

С1. Вычислите объем углекислого газа, выделившегося при сгорании 56 л метана в 48 л кислорода

ОТВЕТЫ

Вариант 1

Часть А

Часть В

Часть С

Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие BaCl 2

превращения: С O 2 → Na 2 СО 3 → X → СО 2 . Для второго процесса составьте ионное уравнение реакции.

Ответ

Вариант 2

Часть А

А1


Часть В

Часть С

Тестовые задания для 11 класса

Вариант 1.

Часть А К каждому из заданий А1-А10 дано четыре варианта ответа,

только один из которых правильный. Обведите номер ответа.

А1. Реакция Вюрца соответствует описанию:

1. гидратации ацетилена

2. удлинению углеродного скелета

3. восстановлению нитропроизводных металлами в кислой среде

4. одновременной дегидратации и дегидрированию этанола

А2. Глюкозу и сахарозу можно различить с помощью:

1. азотной кислоты

2. аммиачного раствора оксида серебра

3. воды

4. гидроксида натрия.

А3. Этанол можно получить из этилена посредством реакции

1. гидратации

2. гидрирования

3. галогенирования

4. гидрогалогенирования

А4. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра характерна для

1. пропанола-1

2. пропаналя

3. пропанола-2

4. диметилового эфира

А5. При щелочном гидролизе этилформиата образуются

1. формальдегид и этанол

2. муравьиная кислота и этанол

3. соль муравьиной кислоты и этанол

4. формальдегид и муравьиная кислота

А6. Отличительным признаком реакции Кучерова является взаимодействие веществ с

1. с водородом

2. с хлором

3. с водой

4. с кислотой

А7. Реакция Зинина, характерная для ароматических углеводородов, имеет другое название

1. хлорирование

2. бромирование

3. нитрование

4. гидрирование

А8. Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие

1. с оксидом меди (II )

2. с гидроксидом меди (II )

3. с медью

4. с оксидом меди (I )

А9. В ходе реакции этанола с соляной кислотой в присутствии серной кислоты образуется

1. этилен

2. хлорэтан

3. 1,2-дихлорэтан

4. хлорвинил

А10. В отличииот этаналя уксусная кислота взаимодействует с

1. магнием

2. гидроксидом меди (II )

3. кислородом

4. водородом

Часть В

запишите их по возрастанию

В1. Продуктами гидролиза сложных эфиров состава С 5 Н 10 О 2 могут быть

1. пентаналь и метанол

2. пропановая кислота и этанол

3. этанол и бутаналь

4. бутановая кислота и метанол

5. этановая кислота и пропанол

6. формальдегид и пентанол

В2. С муравьиной кислотой взаимодействуют

1. Na 2 CO 3

2. HCl

3. OH

4. H 2 S

5. CuSO 4

6. Cu (OH) 2

В3. Вещества, с которыми способна взаимодействовать α-аминопропановая кислота

1. этан

2. гидроксид калия

3. хлорид калия

4. серная кислота

5. диметиловый эфир

6. хлороводород

Часть С. Для ответов на задание С1 используйте отдельный бланк (лист)

Запишите номер задания и ответ к нему.

С1. В результате каталитического окисления пропана получена пропионовая кислота массой 55,5 г. Массовая доля выхода продукта реакции равна 60%. Рассчитайте объём взятого пропана (н.у.).

Вариант 2

Часть А К каждому из заданий А1-А10 дано четыре варианта ответа,

только один из которых правильный. Обведите номер ответа.

А1. В реакцию с бромной водой при обычных условиях взаимодействует каждое из двух веществ:

1. бензол и толуол

2. циклогексан и пропен

3. этилен и бензол

4. фенол и ацетилен

А2 . Этилен образуется в результате реакции:

1. гидратации ацетилена

2. хлорметана с натрием

3. ацетилена с хлороводородом

4. дегидратации этанола

А3 . Этанол можно получить из этилена в результате реакции

1. гидратации

2. гидрирования

3. галогенирования

4. гидрогалогенирования

А4 . В результате реакции тримеризации ацетилена образуеться:

1. гексан

2. гексен

3. этан

4. бензол

А5. При окислении этилена водным раствором КМ nO 4 образуется:

1. этан

2. этанол

3. глицерин

4. этиленгликоль

А6. При щелочном гидролизе 2-хлорбутана преимущественно образуются:

1. бутанол-2

2. бутанол-1

3. бутаналь

4. бутанон

А7 . В реакцию замещения с хлором вступает:

1. этен 2. этин 3 . бутен-2 4. бутан

А8 . Характерной реакцией для многоатомных спиртов является взаимодействие с:

1. H 2

2. Cu

3. Ag 2 O (NH 3 р-р)

4. Cu (OH) 2

А9. Мономером для получения искусственного каучука по способу Лебедева служит:

1. бутен-2

2. этан

3. этилен

4. бутадиен-1,3

А10. Бутанол-2 и хлорид калия образуются при взаимодействии:

1. 1-хлорбутана и 2-хлорбутана

2. 2-хлорбутана и спиртового раствора КОН

3. 1-хлорбутана и спиртового раствора КОН

4. 2-хлорбутана и водного раствора КОН

Часть В При выполнении заданий В1- В3 выберите три варианта ответов и

запишите их по возрастанию

В1. Продуктами гидролиза сложных эфиров состава С 6 Н 12 О 2 могут быть

1 . этаналь и диметиловый эфир

2 . пропановая кислота и пропанол

3 . метилацетат и бутан

4 . этановая кислота и бутанол

5. пентановая кислота и метанол

6. пропаналь и этандиол

В2. Алкены взаимодействуют с:

1 . [ Ag (NH 3) 2 ]OH

2 . H 2 O

3 . Br 2

4 . KMnO 4 (H +)

5 . Ca(OH) 2

6 . Cu (OH) 2

В3. Метилэтиламин взаимодействует с:

1 . этаном

2 . гидроксидом калия

3. бромоводородной кислотой

4 . кислородом

5 . пропаном

6 . водой

Часть С. Для ответов на задание С1 используйте отдельный бланк (лист)

Запишите номер задания и ответ к нему.

С1. Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160г 7-% -ного раствора гидроксида калия с 9,0г. Хлорида аммония, растворили в 75г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

Часть А

А1

Часть В

В1

Часть С

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1. Составлено уравнение реакции

3С 2 Н 2
С 6 Н 6

2. Определены количества вещества ацетилена и бензола

n (C 2 H 2) = 10,08/22,4 = 0,45 моль

по уравнению реакции n (C 2 H 2) : n(C 6 H 6) =3:1

n (C 6 H 6) = 0,45/3 = 0,15 моль

3. Рассчитана теоретическая масса бензола

m (C 6 H 6) = 0,15 моль * 78 г/моль = 11,7 г

4. Рассчитана практическая масса бензола

m (C 6 H 6) пр = 0,7 * 11,7 = 8,19 г

Вариант 2

Часть А


Часть В


Часть С

С 1 1. Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160г 7-% -ного раствора гидроксида калия с 9,0г. Хлорида аммония, растворили в 75г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Элементы ответа:
    Составлено уравнение реакции:
КОН + NH 4 Cl = KCl + NH 3 + H 2 O
    Рассчитаны масса и количество вещества щёлочи в растворе, а также количество вещества хлорида аммония:
m (KOH) = 160 . 0,07 = 11,2 г n (KOH) = 11,2 / 56 = 0,2 моль n (NH 4 Cl) = 9/53,5 = 0,168 моль
    Указано вещество, которое в растворе находится в избытке:
КОН – гидроксид калия (или вещество, которое реагирует полностью – NH 4 Cl).
    Определена масса аммиака и его массовая доля в растворе
n (NH 3) = n (NH 4 Cl) = 0,168 моль m (NH 3) = 0,168 . 17 = 2,86 г w (NH 3) = 2,86/77,86 = 0,0367 или 3,67%

*Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов ответа, которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Информационные ресурсы.

    Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10-й класс. – М.: Дрофа,2004.

    Корощенко А.С., Медведев Ю.Н. Химия ГИА типовые тестовые задания – М.: «Экзамен», 2009.

    Кузнецова Н.Е., Левкина А.Н, Задачник по химии 9-й класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2004.

    Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. – 9-й класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002.

    Потапов В.М. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1976.

    Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика – Пресс, 1997.

    Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2005.

    http://www.fipi.ru/